Doing Business?

В ОПР состоялось совещание, посвященное обсуждению новой редакции Гражданского Кодекса РФ.

В среду, 26 сентября, в Общественной палате Российской Федерации состоялось совещание, посвященное обсуждению статьи 8.1. проекта новой редакции Гражданского Кодекса РФ. Мнения участников относительно нормы закона об обязательном нотариальном удостоверении сделок с недвижимым имуществом с участием граждан, как и следовало ожидать, разошлись.

В Столыпинском зале Общественной палаты собрались представители различных юридических профессий, независимые эксперты, научные деятели. Нотариат на совещании представляли президент Федеральной нотариальной палаты Мария Сазонова и президент Московской городской нотариальной палаты Константин Корсик.

Дискуссию открыл глава Комитета Торгово-промышленной палаты России Олег Скуфинский. Ни кто не ожидал, что разговор получится легким. В своем выступлении глава комитета резко раскритиковал идею авторов закона вернуть нотариат в сферу недвижимости. Первым аргументом он привел стремление России занять более высокое место в рейтинге инвестиционной привлекательности Мирового Банка Doing Business (сегодня наша страна занимает в нем 45-е место, но стремиться на 20-е). Выступающий не преминул резкой критикой на повышение цен на недвижимое имущество, как следствие затрат на нотариальное удостоверение (в частности были озвучены данные неких экспертов, указывающих на возможное повышение стоимости правового оформления покупки квартиры в 20 раз). Было сказано и о стереотипном нежелании граждан пользоваться услугами нотариуса на добровольной основе (по мнению Скуфимского, доля нотариально удостоверенных сделок от общего числа не превышает 1-2%). Претензии к нотариату также остались прежними: недостаточная имущественная ответственность, высокие нотариальные тарифы, жесткое ограничение на количество должностей нотариусов.

Ответное слово взяла президент Федеральной нотариальной палаты Мария Сазонова.
«Обсуждая тему нотариального удостоверения сделок с недвижимостью мы должны исходить из главного, как выгоднее гражданину, - отметила она: Не является секретом, что правовая защита собственности в нашей государстве крайне низка. И главная задача, которая ставится перед нотариатом – обеспечение Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество стопроцентно надежными сведениями. Мы все знаем, что сегодня государственный реестр не обладает таким качеством. Более того, мы сегодня говорим о возврате нотариата в ту сферу деятельности, которая была присуща ему по правовой природе. И после того, как наш правовой институт был искусственно вытеснен из этой сферы мы сегодня имеем, то что имеем. А именно: в сфере сделок с недвижимым имуществом крайне высок уровень криминоргенности, об этом говорят представители правоохранительной системы и их слова подтверждаются судебной практикой. И не случайно законодательные органы Санкт-Петербурга, Калининградской, Тульской областей и еще ряда регионов обращались в Федеральное собрание с инициативой вернуть нотариальное удостоверение сделок с недвижимым имуществом. Потому что уровень уголовной преступности в этой сфере достаточно велик, не говоря о многочисленных нарушениях имущественных прав граждан. И с учетом того, что в большинстве случаев эта сфера преступности легитимна и ненаказуема, потребность граждан в квалифицированной правовой защите еще выше, в особенности, у социально незащищенных слоев населения».

Далее президент Федеральной нотариальной палаты отметила, что в настоящий момент разумно говорить о месте каждого правового института в сфере оборота недвижимости, об эффективном взаимодействии для решения тех проблем, которые сегодня существуют, а не противостоять друг другу.

Аргументы сторон можно перечислять долго. Но в этом нет нужды – они много раз высказывались. Равно как и не так важен состав участников дискуссии. Ключевой вопрос, который, кстати, произнесла Мария Сазонова: А кто против того, что бы нотариат осуществлял контрольные функции на рынке недвижимости?

И тут мы видим очень интересную картину. По настоящему ведь, ни кто не противостоит участию нотариата в сделках с жильем. Риелторы? Нет. Многие представители этого бизнеса, если не большинство, эффективно сотрудничают с нотариусами. Регистраторы? Тоже нет. Им бы с ведением реестра справиться и снять с себя несвойственный функционал. Более того, Росреестр активно развивает взаимодействие с Федеральной нотариальной палатой, в том числе в области электронного документооборота. Граждане? И подавно. Все, безусловно, устали от «серого» рынка недвижимости с его двойной бухгалтерией, несусветными наличными расчетами, и различными мошенническими схемами.
Тогда кто же?

Тут надо обратить внимание на тот самый рейтинг, в котором Россия стремится к 2018 году занять 20-строчку, и за который так ратуют противники нотариата в недвижимости - Российский союз промышленников и предпринимателей, Торгово-промышленная палата, «Опора России» и «Деловая Россия».

Doing Business – это проект Мирового банка (The World Bank) и Международная финансовая корпорация (IFC). Об этих организациях можно сказать многое, в том числе то, что они приняли непосредственное участие в банкротстве Греции, оказывают беспрецедентное финансовое давление на экономику Испании, в которой на сегодняшний день каждый четвертый гражданин безработный, породили множество бед и в нашей стране в начале 90-х. Экономист, лауреат Нобелевской премии Джозеф Стиглиц (кстати, бывший директор ВБ) так охарактеризовал деятельность Всемирного банка и связанных с ним организаций: «Если бы США следовали политике этих структур, то заметного экономического роста не произошло бы». Он также отметил, что Россия в свое время последовала рекомендациям Всемирного банка и испытала при этом резкое падение доходов граждан, а Китай – нет, и обеспечил себе тем самым небывалый экономический подъем. Далее в 2001 году в Конгрессе США слушался доклад комиссии, исследовавшей деятельность международных финансовых организаций. Конгре
ссмены пришли к выводу, что более 60% инициатив банка окончились неудачей. Еще более удручающими выглядят данные американского исследовательского центра Heritage Foundation: из 105 «бедных стран», получивших кредиты ВБ в период с 199 по 2003 год, экономически росли только 12. В остальных рост был или минимальным (1-4% ВВП), или был отмечен экономический спад.

Резонный вопрос: и к какой планке инвестиционной привлекательности мы стремимся? Установленной самым «крупным неудачником» в мире?!

Хотя, сам рейтинг представляет определенный интерес. В частности, в тех позициях, где тем или иным образом фигурирует правовая защищенность граждан, ведущие экономики Европы, к тому же страны с континентальной системой права, занимают, как правило, низкие места. Например, «регистрация собственности»: Германия - 77-е, Италия – 84-е, Франция – 149-е. Россия, напомним – 45-е. Или «регистрация предприятий»: Франция – 25-е, Италия – 77-е, Германия – 98-е. А ведь это, так называемые, «страны доноры», те кто, фактически, содержит и Всемирный банк, и Международную финансовую корпорацию. Причем, ни какой истерики правительства этих стран по поводу низких позиций в Doing Business не устраивают. Видимо потому, что знают его истинную цену.

Кто же, в таком случае, занимает первые места? В строке «регистрация собственности»: Саудовская Аравия - страна, где все принадлежит королю, Грузия - самый верный последователь идей ВБ и Новая Зеландия – очень маленькое государство с очень странной системой права, все вооруженные силы которой снимались во Властелине Колец. «Регистрация предприятий» - опять же Новая Зеландия, Австралия и Канада. Здесь также на первых местах нет ни одной страны с романо-германским законодательством.

Конечно, мы живем в глобальном мире, и конкуренция правовых систем не должна ни кого удивлять. Давление международных финансовых структур на институты континентального права с каждым годом усиливается, им выгодно привести всех к одному англо-саксонскому знаменателю. Испытывают трудности нотариаты Франции и Италии. В первом случае – было решение Европейского суда не признавшее за нотариатом публично-правовой функции, во втором – отменен тариф за совершение нотариальных действий. Теряют функции нотариаты Испании и Португалии. Наш правовой институт на общемировом фоне выглядит совсем неплохо. Однако же странно, что судьбы граждан России, их имущество, а, порой и жизнь, решаются исходя из таких сомнительных предпосылок, как место в рейтинге. Наверное, для социального государства doing business не самое главное.

Источник: https://22.notariat.ru/ru-ru/news/doing-business